вторник, 26 января 2010 г.

А что это у нас за документы?

Стандарт ISO 9001 часто обвиняют, в том что он создает излишную бюрократию, которая никому не нужна и которая только занимает время на бессмысленные операции. Что ж сложно не согласиться с тем, что создание документов, их заполнение не должны мешать выпонять прямые обязанности и создавать лишней работы. Только вот стандарт в этом точно не виноват и требований к пустой бюракратии не предъявляет. Давай те разберемся, что же все таки такое документы с точки зрения стандарта и каковы минимальные и оптимальные требования ISO 9001 к документообороту. Для начала обратимся к ISO 9000 и посмотрим, как формулируется понятие "документ".

"... Документ: Информация и соответствующий носитель Информация: Значимые данные..."

Итак, документ - это информация, которая является значимой и которая существует в каком-то виде (электронном или бумажном). В документы входят: процедуры, руководство по качеству, нормативная и техническая документация, планы качества, записи, инструкции, положения, правила.
Какие же документы необходимы для системы менеджмента качества? Их минимум и оптимум? Каким должен быть документооборот? Это самые часто задаваемые мне вопросы.
Вопросы на которые будут разные ответы, так как несомненно размер, специфика работы компании могут сильно отличаться.Минимально стандарт ISO 9001 требует 6 обязательных процедур и 18-20 записей.

"Запись - документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельсва осуществленной деятельности"

Практика показывает, что в компании 50-70% документации уже существует. Возможна она разрознена, не идентифицированна, но существует. Всегда используете уже те наработки, которые есть в компании. Да, возможно, что-то придется откорректировать, улучшить, но за основу берем ту документацию, которая в компании есть!!!!

Обязательные процедуры:
  1. Управление документами;
  2. Управление записями/протоколами;
  3. Управление несоответствиями,
  4. Корректирующие действия,
  5. Предупреждающие действия,
  6. Организация и проведение внутренних аудитов.

Записи:
  1. по управлению документами (П.4.2.3)
  2. по анализу со стороны руководства (П.5.6.1.)
  3. об образовании, подготовке, навыках и опыте работников (П 6.2.2.)
  4. для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция отвечают требованиям (П. 7.1.)
  5. результатов анализа требований/запросов потребителей и последующих действий, вытекающих из анализа (П. 7.2.2.)
  6. входных данных, относящиеся к требованиям к продукции при осуществлении проектирования и разработки (П. 7.3.2.)
  7. данных анализа стадии проектирования и разработки (П. 7.3.4.)
  8. результатов верификации (П. 7.3.5.)
  9. результатов валидации (П. 7.3.6.)
  10. результатов анализа изменений при проектировании и разработке, и любых необходимых действий (П. 7.3.7.)
  11. результатов оценки поставщиков (П. 7.4.1.)
  12. по процессам, результаты, которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга или измерения (П. 7.5.2.)
  13. по идентификации продукции для обеспечения прослеживаемости (П. 7.5.3.)
  14. обеспечивающие, идентификацию, верификацию, защиту и сохранность собственности потребителей (П. 7.5.4.)
  15. по калибровке и поверке контрольно-измерительного оборудования (П. 7.6.)
  16. по результатам внутренних аудитов (П. 8.2.2.)
  17. соответствия критериям приемки готовой продукции с указанием соответствующего ответственных лиц за выпуск продукции (П. 8.2.4.)
  18. о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения (П. 8.3.)
  19. результатов предпринятых корректирующих действий (П. 8.5.2.)
  20. результатов предпринятых предупреждающих действий (П. 8.5.3.)

Комментариев нет: