среда, 27 января 2010 г.

Принципы аудита


Одно из обязательных требований стандарта ISO 9001 - проведение внутренних аудитов.  С какими проблемами сталкивается аудитор и как их избежать? Начнем пожалуй с того  на каких принципах должен базироваться аудит, чтобы аудит был результативным и надежным инструментом при реализации политики и контроля системы управления качеством, предоставляя информацию, основываясь на которой организация может улучшить свою деятельность.

Стандарт ISO 19011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента/Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing" выдвигает несколько принципов на которых должен базироваться любой аудит, и хотя стандарт не является обязательным, тем не менее он помогает разобраться в большом количестве вопросов по аудитам. Итак, каковы принципы?
  • Этичное поведение - основа профессионализма;
  • Добросовестное изложение - обязательство правдиво и точно предоставлять отчёт;
  • Должное профессиональное внимание - приложение усердия и рассудительности при проведении аудита;
  • Независимость - основа беспристрастности аудита и объективности заключений по результатам аудита;
  • Подход базирующийся на доказательствах - рациональный метод достижения надёжных и воспроизводимых заключений по результатам аудита в процессе систематического аудита.
Этичное поведение
При проведении аудита важно доверие, честность, конфиденциальность и тактичность.

Добросовестное изложение
Наблюдения аудита, заключения по результатам аудита и отчеты по аудиту правдиво и точно отражают аудиторскую деятельность. Представляется отчет о значительных трудностях, встретившихся при аудите и нерешенных разногласиях между аудиторской группой и проверяемой организации. Самое сложное для внутренних аудиторов - это аудит высшего руководства, которое не всегда понимает роль аудитов, скорее воспринимая их неизбежную формальность, которую требует стандарт.

Должное профессиональное внимание
Аудиторы проявляют внимание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, оказанным руководством и другими заинтересованными сторонами. Важным фактором является наличие необходимой компетентности. Несомненно, от компетентности аудиторов во многом зависит эффективность работы системы менеджмента качества.

Независимость
Аудиторы являются независимыми от проверяемой деятельности и свободными от пристрастий и конфликтов интересов. Аудиторы поддерживают объективность мышления в течение процесса аудита, тем самым способствуя, чтобы наблюдения и заключения по результатам аудита были основаны только на свидетельствах аудита.

Подход базирующийся на доказательствах
Свидетельства аудита проверяемы. Так как аудит проводится в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами, они основаны на выборке имеющейся информации. Объем выборки тесно связан с надежностью заключения по результатам аудита. Принципиально, что аудит не должен быть ориентирован только на поиск несоответствия, а на поиск доказательств соответствия требрваниям стандарта и возможностей для улучшения.

Комментариев нет: